Бонус. Время ответов

Вот и подошло время раскрыть все секреты квеста «Сюжеты Сарапула». Сегодня, здесь и сейчас вы, дорогие Искатели, узнаете, с чего всё начиналось и к чему мы пришли в итоге.

Идея создания квеста навеяна желанием сделать пребывание семиклассников на занятиях по «Технологии внутреннего туризма» не просто познавательным, но и интригующим, запоминающимся, интересным. Подготовка к игре заняла у нас каких-то три месяца. Это месяцы и рукотворной, и мыслительной работы. Всё это делалось для того, чтобы подтолкнуть вас, подвижных и светлых, к поиску и знакомству. Чтобы каждый из вас мог совершить за учебный год маленький подвиг в память о людях, совершивших ради вас подвиг Великий.

Приступим же к раскрытию секретов квеста. В ходе реалити-квеста (так мы назвали нашу с вами очную встречу в ЦД(Ю)ТТ) вам было выдано ключевое задание: создать и отправить современникам и потомкам специальное послание о самом важном в жизни любого поколения. И в поисках ответа на это задание мы перешли к столу с предметами, каждый из которых может дать подсказку на вопрос: О чем будет ваше послание? Теперь вы можете ознакомиться со всеми предметами и еще раз поразмыслить над их смыслом.

Тематика нашей игры проста — это мир во всем мире. Так сложилось, что именно сейчас, в год 70-летия Великой Победы нам с вами предстоит переосмыслить слова «мир», «терпимость», «братство». И дело вовсе не в политике и правителях. Все дело в нас и вас, носителях культуры и памяти о подвиге целой страны. Храните эту память и передавайте друг другу, чтобы небо над головой оставалось мирным.

Идем далее…

Чтобы узнать то, в какой форме будет ваше послание современникам и потомкам, вам нужно было разгадать пароль для входа в систему. Для этого нужно было решить историко-математическую задачку. Помните?

Ответы попадались противоречивые.

Давайте же решим задачку. Число А получится, если сложить цифры года окончания самой кровопролитной трагедии 20 века.
Под кровопролитной трагедией 20 века понимается Вторая мировая война. Окончилась она капитуляцией страны гитлеровской коалиции — Японии, в сентябре 1945 года. Считаем:
1+9+4+5 = 19.
Следовательно
А=19 .
Число B обозначает количество букв в фамилии советского государственного деятеля, которую присвоили заводу, эвакуированному  в Сарапул в 1941 году из города Баку.
Осенью грозного 1941 года прибыл в г. Сарапул завод буровых долот из Баку. В кратчайшие сроки, в тяжелых условиях производство было запущено, и завод начал выпускать продукцию, без которой невозможно было бы обеспечить фронт горюче-смазочными материалами.»
Так рассказывает об истории развития Сарапульского машиностроительного завода имени Дзержинского И. Рябинина на страницах газеты «Красное Прикамье» (2011 год).
Фамилия государственного деятеля Ф.Э. Дзержинского состоит из 11 букв. Следовательно
B = 11
 Следующая задачка: Число С обозначает количество букв в фамилии совнаркома промышленности, которую присвоили заводу, эвакуированному из Москвы в Сарапул в том же году.
Вслед за дзержинцами глубокой осенью прибыл первый эшелон из Москвы со специалистами (и их семьями) радиозавода имени Орджоникидзе. Высыпал народ из теплушек, а здесь, у Камы, бушуют снежные вихри. Автомашин, чтобы перевезти оборудование, в городе не нашлось, смогли предоставить лишь несколько лошадей. И потащили волоком на металлических листах станки в павильоны колхозного рынка, магазины, бывший монастырь. Круглыми сутками стали вести монтаж, отладку оборудования, и в рекордно короткий срок знаменитые быстроходные танки “тридцать четверки”, выпускавшиеся уральскими заводами, стали оснащаться сарапульскими радиостанциями, а боевые самолеты — полукомпасами.
(А.А. Решетов «Сарапул: 200 лет»)
Фамилия Г. К. Орджоникидзе, советского народного комиссара промышленности состоит из 12 букв, значит
С = 12 .
Все три неизвестных разгаданы. Теперь их необходимо подставить в формулу и вычислить Х:
(19-11+12) / 2 = 10.
 Пароль от системы состоял из 10 символов, двух слов, обозначавших место с залежами нефти.
Найти эти символы нам помогли «те, кто страну заслонили собой». Загадка состояла в том, что метки с заданиями для нахождения букв таились в книге «Страну заслонили собой» (Страну заслонили собой / ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» ; авторы-составители О. Калинина, Ю. Шавкунов. — Ижевск : Удмуртия, 2010. — 662 с.)
Конечно, для того, чтобы спрятать в книгу метки мы не стали использовать оригинал книги. Мы взяли старую книгу, потерявшую часть страниц и уже негодную для прочтения. В этой книге страница за страницей были вырезаны «окошечки» на одинаковых расстояниях. Страницы склеили, корешок подклеили, обновили обложку. Так получилась книга-тайник.
Что же таили в себе метки? Давайте вспомним. Ведь некоторые задания для многих так и остались неразгаданными. В результате сложения всех символов должен был получиться пароль от системы «Второе Баку». Что это значит, поговорим позже, а сейчас пробежимся по буквам и меткам.

Буква В.

Чтобы ее найти необходимо было разобраться с копией страницы из учебника по работе в графическом редакторе.
Выделенное в ней слово «Windows» практически все связали с компьютерами, забыв, что с английского оно переводится как «окна». Символ «В» прятался в окне.

Буква Т.

Это было задание с разорванным письмом.
Сложив кусочки письма вы с легкостью догадались, что символ находится под крышкой фортепиано.

Буква О.

Ее вы нарисовали сами при помощи простого скрипта
Скрипт действительно достаточно прост, ведь он описывает фигуру овала (эллипса) при помощи тега <svg>. Если заинтересовались, подробнее о рисовании скриптами можно почитать здесь.

Буква Р

была написана невидимыми чернилами. Чернила такие приготовить может любой различными способами. Вот и мы экспериментировали: писали лимонным соком, молоком и крепким содовым раствором. При нагревании (а в качестве нагревательного прибора использовалась лампа накаливания) чернила проявляются.

Снова буква О.

Нужно было найти объект по фото:
Символ нужно было заслужить, пропустив автомодель на резиномоторе через центральные ворота. Запуски на точность автомодели на резиномоторе на растяжение  под силу и младшим школьникам, которые занимаются в объединениях Центра детского (юношеского) технического творчества. И, конечно, с этим заданием справились все участники квеста.
О том, как изготовить аналогичную модель в домашних условиях смотрите в видео-уроке

Буква Е

411, 6 сверху, 23

В этой книге нужно было найти 23-ю букву на странице 411, в шестой строке. Не случайно была выбрана эта страница. На ней как раз рассказывается о продукции Сарапульского радиозавода имени Орджоникидзе — о приемнике «Космос».

Буква Б.

Починив часы, т.е. вынув записку с буквой из отсека для батареек, многие ребята заметили и удивились: а часы и вправду пошли в обратную сторону. Ловкость рук и немного смекалки. Этот опыт поможет вам понять некоторые законы физики:

Буква А.

Вам попалась схема складывания журавлика. На крыле журавля была написана буква.

 

Наверняка каждый школьник помнит рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики».  Действия рассказа как раз связаны с трагедией Второй мировой. Для японцев журавль — символ мира и жизни. Для девочки Садако Сасаки бумажный журавлик символизировал надежду на выздоровление, избавление от лучевой болезни, полученной при атомной бомбардировке Хиросимы. И, хотя надежды девочки, умершей в 14 лет, так и не сбылись, но бумажный белый журавлик во всех странах стал призывом к миру и сохранению жизней мирных людей.

Буква К. 

И только 7 «А» из школы №17 ответили без раздумий, что это Вадим Сивков.

 Буква У

тоже имела отношение к технике. Метка гласила:

Конечно же метка пряталась в макете КОМТА

И так, буквы найдены, пароль сложен. Так что же такое Второе Баку?

Во время Великой Отечественной войны почти 40% танков заправлялось башкирской нефтью. До этого долгое время нефть добывалась близ столицы Азербайджана, города Баку. В годы войны геологи обнаружили залежи нефти в тылу, между Волгой и Уралом. Нефтеносную территорию Поволжья, Второе (или Второй) Баку, приходилось стремительно осваивать, так и появились во многих городах эвакуированные заводы. В Сарапуле оборудование для нефтедобычи производил машиностроительный завод, на котором до последних дней был налажен сложнейший технологический процесс чугунно-литейного производства.

Что же, вход в систему произвели практически все участники квеста. Мы вместе с вами узнали о графических редакторах, которые можно бесплатно скачать в интернете и пользоваться ими без зазрения совести. Это растровый редактор GIMP и векторный Inkscape. В них-то вам и предстояло выполнять свои послания на третьем шаге виртуального квеста.

Вы получили конверт с QR-кодом. К сожалению, не каждому удалось считать его, и в ходе игры приходилось отправлять прямые ссылки для входа в игру. Тем не менее, сегодня существует множество способов для считывания QR. Обладателям смартфонов было бы полезным скачать на гаджет сканер кодов и воспользоваться с еще одной возможностью познания окружающих вещей.

В ходе игры мы с вами создали интерактивную карту города Сарапула. Участие в акции «Карта Памяти» стало интересно не только семиклассникам, к нам присоединились и ученические самоуправления и просто неравнодушные к истории города люди, взрослые и дети. Взгляните на КАРТУ снова. Что в ней изменилось с момента последнего вашего посещения? Обратите внимание на новые места. Есть ли среди них те, о которых вы еще не знаете, которые можно и нужно посетить?  В этот значимый год, год 70-летия Победы прогуляйтесь по городу, остановитесь у мемориальных досок, памятников, на улицах Героев, вспомните о тех, кто защищал нашу Родину от вторжения фашистов и искренне поблагодарите их за Победу.

Ну а теперь подошло время для подведения итогов нашей игры. Совсем скоро состоится Форум победителей, на котором будут объявлены самые активные и креативные классы. А сейчас предлагаю просмотреть работы участников виртуального квеста на тему «70 лет без войны», которыми каждый по-своему распорядился: провел акцию, украсил школьный стенд, вручил ветеранам. Все работы заслужили лучших оценок и достойны быть обнародованными.

This movie requires Flash Player 9

На этом наша игра заканчивается. Мы благодарим всех неравнодушных к истории и памяти города участников, классных руководителей и родителей за плодотворную работу. Надеемся, что вам было интересно с нами и ждем отзывов и предложений в комментариях.

Обязательно заполните нашу анкету для завершения шага!

С уважением, Алёна Геннадьевна Соколова

Ваш отзыв

Шаг четвертый
Ваше мнение